Школа 84 г. Челябинск
Школа 84 г. Челябинск - официальный сайт
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 84 г. Челябинска"
   
МАОУ-СОШ № 84 г. Челябинск
Мы рады приветствовать Вас на сайте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 84 г. Челябинска"
Директор школы № 84 Красюн Галина Александровна
Директор школы
Красюн
Галина
Александровна
Тел./факс: 772-39-29

"Мой район самый лучший"

Тракторозаводский район образован по решению президиума ВЦИК

10 января 1937 года.  Свое название он получил в честь главного предприятия района — ЧТЗ.

На сегодняшний день территория района составляет почти 63 тысячи кв. м., из них 932 га занимает озеро Первое. Население — 158 тысяч человек.  

 Глава администрации Тракторозаводского района — 

Горбунов Владимир Александрович (454007, ул. Горького, 10).


Район  граничит на западе с Металлургическим, Калининским, Центральным, Советским, на юге — Ленинским районами, северная и восточная граница совпадает с городской чертой.  Современные границы утверждены 14 апреля 1999 года.

Сегодня это район с развитой промышленной и социальной инфраструктурой. Промышленную славу району, кроме Челябинского тракторного завода, создают Челябинская ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Автомеханический завод, завод «Строммашина» (сейчас он работает на площадке «ЧТЗ-Уралтрак»), завод шлифовального инструмента «РОССИ». 

Тракторозаводский район не только одна из индустриальных опор города, но и его визитная карточка. Сегодня въезд в Челябинск из аэропорта, так называемый гостевой маршрут, пролегает по проспекту Комарова, и первые впечатления гостей города, в том числе о Челябинске, начинают формироваться уже в Тракторозаводском районе.

В течение долгих лет в центре внимания оставался промышленный комплекс, а развитие социальной инфраструктуры считалось вторичным. Сегодня ситуация изменилась. Границы перегруженного центра смещаются в восточную часть района. Появляются и открываются финансовые учреждения, торговые и развлекательные центры и комплексы: ТРК «Горки» на улице Артеллерийской, регионально-выставочный комплекс «ЮжУралЭкспо».

Этому способствуют «прилегаемость» района к центру города, развитая сеть дорог и трамвайных линий. В будущем здесь также появится первая станция челябинского метро — «Комсомольская площадь».

В районе расположен один из водоемов Челябинска — Первое озеро. Уже появились инвесторы, которые планируют работы по обустройству его береговой линии. Здесь появятся комфортабельные пляжи, физкультурно-спортивный комплекс с бассейном, яхт-клуб, приспособленный для занятий спортом для всех желающих, в том числе и людей с ограниченными физическими возможностями.

На территории района ведется активное строительство жилых домов различных типов — панельные десятиэтажки и комфортабельные кирпичные дома по индивидуальным проектам (поселок Чурилово). Строительство новых домов с социально-культурными объектами позволит увеличить жилой фонд более чем на 220 тысяч кв.м.

Тракторозаводский район является ядром многонациональной культуры в Челябинске. Традиционно в парке Победы проводится праздник плуга — городской Сабантуй. Кроме этого, в районе находится единственный в городе Национальный музей инструментов и этнографии. Эффективно работает широкая сеть библиотек, школы искусств, колледж культуры и самодеятельные коллективы Дворца культуры ЧТЗ.

Тракторозаводский район — это экономически и культурно развитый район города Челябинска. Его изюминкой является многонациональный характер и стремление сохранить самобытные культуры народов, живущих в Челябинске.


На территории района находится:

  • более 20 предприятий машиностроения, оборонной, легкой и пищевой промышленности, в том числе ОАО «Челябинский тракторный завод», ОАО «Автомеханический завод», ЗАО «Росси», ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ЗАО «Бовид»
  • 540 торговых предприятий, наиболее крупные из них — торговый дом «Бессарабский», универсам № 13 «Тракторозаводский», магазин № 45 «Россия» и другие
  • 53 предприятия общественного питания
  • 87 предприятий бытового обслуживания
  • 24 общеобразовательных школы
  • 44 дошкольных учреждения
  • 5 учреждений дополнительного образования детей
  • детский дом
  • 6 профессиональных училищ (в техническом лицее № 5, ПУ № 2 обучают детей с нарушением слуха и речи)
  • 5 средних учебных заведений (машиностроительный техникум, колледжи — монтажный, культуры, сервиса и «Комитент»)
  • 10 лечебно-профилактических учреждений, среди них — ГКБ № 8, стоматологическая поликлиника № 3, детская городская больница № 1, являющаяся клинич. базой для УГМАДО, и др.
  • 3 ДК — ОАО «ЧТЗ», «Смена» – методический центр по профориентации, психолого-педагогической деятельности с учащимися профтехобразования области
  • 3 кинотеатра — «Кировец», «Комсомолец», «Спартак»
  • сад Победы, детский парк им. В. Терешковой
  • 3 дворца спорта — спортивно-физкультурный клуб «Надежда», школа гимнастики, ледовый дворец, плавательный бассейн «Юбилейный»
  • 39 спортивных залов.

Тракторозаводский район является восточными железнодорожными и автомобильными воротами города.

Источники:

http://www.cheladmin.ru/traktorozavodskiy

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тракторозаводский район (Челябинск)


30-е годы были эпохой становления Тракторозаводского района, а 40-е стали временем тяжёлых испытаний.  О том, какую роль в победе над фашистской Германией сыграл челябинский Танкоград, написано немало. Но есть военная страница в истории нашего района, которая изучена гораздо меньше. Речь идет о судьбе ленинградцев, эвакуированных вместе с Кировским заводом и внесших огромный вклад в создание того самого Танкограда.

  

Несколько лет назад этой проблемой заинтересовалась Марина Сергеевна Салмина, учитель истории и краеведения МАОУ СОШ № 59. Под её руководством ученица Мария Шардакова осуществила исследование по данной теме.  С некоторыми положениями их работы я и хочу познакомить читателей нашего сайта.

Кировский завод эвакуировали в период с конца июня 1941 года почти до конца 1943 года. На Челябинский Тракторный завод было направлено около 7,5 тысяч человек (всего же Челябинск принял более двадцати тысяч эвакуантов). Расставаться с родным Ленинградом было непросто, "счастье со слезами" - такая характеристика встречается в воспоминаниях: счастье - уехать из блокадного города, слёзы - от понимания, что уезжали вероятнее всего навсегда.

В организации эвакуации была масса недочетов, неразберихи. Условия, в которых во время эвакуации находились люди, были ужасающие. В большинстве воспоминаний описывается одна и та же картина: холодные вагоны, отсутствие еды, воды, болезни, смерть, настигавшая людей прямо в дороге.

Прибыв в Челябинск, ленинградцы попадали на эвакопункты, размещавшиеся в разных местах города. В частности, такие эвакопункты были в заводоуправлении ЧТЗ, театре ЧТЗ, 48 школе (на фасаде школы в послевоенное время была установлена памятная доска об этих событиях). Первое время эвакопункты справлялись с прибывающими, успевали их размещать, но затем, из-за нехватки жилья в Челябинске стали возникать серьезные проблемы с расселением.

На постоянное жилье распределяли кого в бараки, общежития, а кого на подселение к местным жителям в район "соцгорода" или на "плановку". Подселение не всегда проходило гладко. Архивные документы хранят немало свидетельств конфликтов между местным населением и приезжими. Жилищные взаимоотношения иногда накалялись до такой степени, что инспекторы по устройству эвакуированных отмечали случаи прямого выживания с жилплощади квартирохозяевами: "запирают на замок квартиру на целый день, заставляя живущих лезть через окно, методически травят и угрожают". Понять местных жителей было можно: в 30-е годы большинство из них только-только переселились из бараков в благоустроенное жилье, а тут им снова пришлось испытывать массу неудобств и стеснений. Есть и упоминания конфликта менталитетов, если можно так выразиться. У большинства жителей Челябинска не было опыта общения с таким количеством представителей интеллигенции, они, безусловно, были другими, "непонятными" для местных, подавляющее большинство из которых еще недавно занимались сельским хозяйством и являлось горожанами в первом поколении. "Старожилы косятся на приезжих, приезжие, особенно ленинградцы, считают себя "белой костью", а исконных челябинцев – лапотниками", – вспоминал инженер Я.Гольдштейн.

Впрочем, архивы ОГАЧО содержат и свидетельства другого рода: "...хозяева Марамзины и тетя Наташа встретили нас приветливо, когда им сказали, что мы из блокадного Ленинграда. Потом мы жили как одна семья. Они очень хорошие люди" (из воспоминаний П.П.Костина); "..всякое бывало, но запомнилось только хорошее. Урал спас нам всем жизнь" (из воспоминаний В.Горбачева); "Мастер Николаев был глуховат, он очень жалел нас, ленинградских, старался всячески помогать" (И.Чучанова). При этом многие местные жители понимали и признавали, что благодаря эвакуированным Челябинск за эти годы поднялся и достиг уровня самых развитых промышленных городов.

Приезжие, впрочем, так же как и местное население, сталкивались с огромными проблемами. В ходе эвакуации население Челябинска резко увеличилось, практически вдвое, городские учреждения не справлялись. В магазинах выстраивались длинные очереди. Граждане, особенно пережившие блокаду, запасались хлебом – сушили сухари, скупали крупы, муку. "Ленинградцы, по привычке из магазинов хлеб и продукты несут под одеждой" – все же блокада оставила на них суровый отпечаток. Население скупало товары первой необходимости.

Больницы также находились в трудном положении: санитарные условия не соблюдались, не хватало медперсонала, больные вовремя не могли получить медицинскую помощь, и это в период роста эпидемий.

В столовых ЧТЗ творилась полная неразбериха – рабочие торговали карточками и талонами на продукты, процветало воровство, имелись случаи недовеса. Отметим, что эвакуированным в бытовом отношении приходилось гораздо труднее, чем местному населению, имевшему какое-то подсобное хозяйство или родственников в деревне.

Многие работники Кировского завода после прорыва блокады захотели вернуться в Ленинград, но им отвечали отказом, так как "могут пойти слухи и паника". Другие приняли решение остаться в Челябинске добровольно.  

Как бы то ни было, проходя суровые испытания войной и бытом, эвакуированные ленинградцы и принявшие их челябинцы вместе трудились на Танкограде, вместе ковали победу. Неслучайно, когда в конце 1950-х годов построили мост через реку Миасс, соединивший Тракторозаводский и Калининский районы, он получил название Ленинградского. До сих пор в памятные даты начала и окончания блокады Ленинграда на мосту можно видеть живые цветы от потомком тех, кто приехал в Челябинск в 1941-43 годах.

Более подробно ознакомиться с результатами исследования можно здесь: http://urokiistorii.ru/2424

Материал предоставлен Каргаполовой С.А.


Парк Дружбы

Северо-Восточное кладбище было расположено недалеко от Первого озера, в пределах улиц Хохрякова, Чоппа, Краснофлотской и Шестого фабрично-заводского переулка. Как известно из архивных документов, кладбище и похоронное бюро в Тракторозаводском районе Челябинска было открыто в конце 1941 года. Последнее захоронение относится к 1962-му году. За несколько десятилетий кладбище пришло в запустение. Однако в 2001 году здесь была открыта и освящена часовня, посажены деревья.

Сквер на данный момент облагорожен только зелеными насаждениями. Часть пустующей территории уже заасфальтирована. На ней установлены скамейки, горки и качели. Дети и их родители особенно довольны новым парком.

 

Подборка стихов о Тракторозаводском районе

  Е. Степанов.

Песня о Тракторозаводском районе.

60 - это вовсе не старость,

Для тебя это только расцвет,

Так живи и цвети всем на радость

Без войны, без голодных и бед.

Припев: Тракторозаводский наш район родной,

Танк на Комсомольской, тополя стеной,

В радости, печали мы всегда с тобой,

Мы любим, мы любим

наш славный район городской,

Мы любим, мы любим,

трактор заводской.

Ты в труде был, как воин, неистов,

Если Родина-мать позовет,

твои танки громили фашистов,

Их ковал наш могучий завод.

Припев.

В тебе сердце стучит Танкограда,

Но мы верим, наступит пора:

В США и в Европе, Канаде

Зарокочут твои трактора.

Припев.

60 - это вовсе не старость,

Для тебя это только расцвет,

Так живи и цвети всем на радость

Без войны, без голодных и бед.

                                       
  

Ю.Белов. Танк на площади.

...Броня, поднявшись на гранит,

Без слов о мире говорит.

Но этот танк в любой момент

Готов покинуть постамент.

Вновь загрохочут траки эти,

Прокладывая трудный путь,

И разобьется встречный ветер

О бронированную грудь.

 

С. Гараева. Танк на пьедестале.

Чехам, сербам, полякам, болгарам,

Наши танки свободу несли.

И на грозных башнях недаром,

В День Победы цветы зацвели.

Завершив боевые походы,

Возвратились они на Урал.

И как символ геройства народа

Танк мы подняли

На пьедестал...

Он как будто застыл перед боем,

И антенна звенит, как струна...

Перед этой уральской бронею

На колени упала война.

Пусть же солнечно светятся дали,

Всходит хлеб, голубеет зенит,

В нашем городе на пьедестале

Танк как символ Победы стоит.

 

В. Цыганов.

Челябинск начинался с ЧТЗ.

Желтеют довоенные бараки

На старых фотографиях отцов,

И нету в том домашнем полумраке

Челябинских проспектов и дворцов.

 Там грабарями люди величались,

Чьи думы не витали в бирюзе.

Над старою Челябой поднимаясь,

Челябинск начинался с ЧТЗ!

 На киноленте голосом сирены

Пронизаны испанские года,

и падают от Вислы и до Сены

Под броневым ударом города.

 Прислушивалась Родина в дозоре

К тревожно подступающей грозе,

Она над нами разразилась вскоре,

И Танкоградом стал наш ЧТЗ. 

Вдали тракторостроевские годы

И память опаленная - война...

Неповторима молодость завода,

И все же повторяется она.

 Опять сюда пришли геодезисты,

Строителей встречают, как друзей.

И старый клич по-прежнему неистов:

- За трудовую доблесть ЧТЗ!

    

  

Почти восемьдесят лет отделяют нас от того дня, когда из ворот Челябинского Тракторного завода выехал первый трактор. За этот период сменилось не одно поколение тракторозаводчан. Здесь они жили и трудились, проводили свободное время.

Строительство завода потребовало строительства жилья для рабочих. Так родилась идея о появлении "Соцгорода ЧТЗ". Соцгородами в СССР называли поселения при крупных промышленных предприятиях, в которых жилой комплекс сочетался с развитой системой культурно-бытового обслуживания. Соцгорода были попыткой создания нового типа поселения на основе полной или частичной коллективизации различных сфер жизнедеятельности.

Соцгород ЧТЗ проектировался и строился в 1929–1933 годах (арх. А. К. Буров и др.). Застройка велась в восточной части современного проспекта Ленина от Комсомольской площади до заводоуправления ЧТЗ. Первоначально планировался на основе "полного обобществления культурно-просветительской и бытовой жизни трудящихся". Проект предусматривал строительство как кварталов, рассчитанных на индивидуально-семейное проживание, так и кварталов с коммунальным принципом расселения и обслуживания – т. н. «жилкомбинатов». Однако идея поселения-коммуны осталась нереализованной.

В конце 20 - нач. 30-хх началось строительство домов с водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Приоритет в распределении жилья отдавался рабочим и их семьям. Согласно статистическим данным, к началу 30-х для размещения постоянных рабочих кадров было построено 180 тыс.кв.м жилой площади. Жилой фонд ЧТЗ был самым большим, если сравнивать с другими районами.

Но домов было намного меньше, чем тех, кто желал в них жить. По два года лежат заявления на получение квартир, а квартир нет...». Население города росло быстрыми темпами. Челябинск измелкого городка, насчитывающего к началу пятилетки 69 тыс. жителей, к 1935 году превратился в крупнейший город с числом населения до 300 тыс. человек.  

 Строились не только новые жилища, а также и бани, прачечные, гостиница в рабочем городке ЧТЗ, электросеть. В Тракторозаводском районе идет активное дорожное строительство и озеленение улиц. 

Важным событием в жизни города и района стало начало регулярного движения трамваев с 6 января 1932 года. Трамвай двухпутной линией соединял вокзал с центром города, разветвляясь от него тремя однопутными магистралями к ЧТЗ, ЧЭМК и в заречную часть города. Вскоре  челябинцы уже не представляли себе жизни без этого вида общественного транспорта.

Для удовлетворения растущих культурных потребностей населения города выросли новые клубы и кино. В Челябинске было 20 клубов и 6 постоянных действующих кинотеатров, не считая клубных киноустановок. Крупнейшим являлся клуб ЧТЗ, распахнувший свои двери в 1934 году, он был рассчитан на 1600 человек единовременного посещения. Это был первый в городе звуковой кинотеатр.

Развивалась система общественного питания. С запуском мощной фабрики-кухни на 100 тыс. блюд, двух хлебозаводов с суточной производительностью 135 тонн, с увеличением отпуска блюд из общественных столовых с 3 тыс. до 163 тыс. блюд в сутки, охват общественным питанием достиг 44,8%.

Расширялась торговля. Начало было положено в 1931 году. В течение этого года сеть магазинов увеличилась на 165 единиц. С отменой карточной системы с января 1935 года в городе была открыта сеть булочных, на предприятиях Наркомпищепрома увеличился выпуск продукции: колбасных изделий, муки и молочных продуктов. Если в 1933 г. в Челябинске вообще не продавалось молоко, т.к. не быломолочного завода, то в 1935 г. с его пуском было выпущено 3227,4 тонны молочных продуктов.  

В начале 30-х годов правительство приняло решение о переходе к всеобщему семилетнему обучению. К 1939 году в районе школ было уже 11, в которых обучались дети рабочих и служащихТракторозаводского района. Все школы благоустроенные: с водопроводом, канализацией, центральным отоплением, электричеством. Было положено начало и среднему профессиональному образованию.

Охране здоровья людей придавали особое значение. 1931 год дал некоторые существенные достижения в области здравоохранения: сеть больничных коек увеличилась почти вдвое,открылась новая больница. К 1939 году  все детские учреждения  были охвачены медобслуживанием.  

Конечно, все сразу идеальным стать не могло. Нового благоустроенного жилья было не так много, как населения города,  и часть населения продолжала жить в бараках, землянках и своих домах, т.е. в холоде, сырости и грязи, без коммунальных удобств. Не хватало магазинов, мест в больницах и школах, но нацеленность на постепенное улучшение жизни людей была налицо.

Для жителей старого Челябинска все прогрессивные изменения, происходившие в облике города и района, приносили огромную радость. Вот, например, как отзывался о своем районе Никита Константинович Шадрин, рабочий ЧТЗ: «Каждый день, когда иду на работу, любуюсь я нашим рабочим поселком. Очень хороший город выстроили на тракторном. Такой городок под стать нашему первоклассному заводу. Большие четырехэтажные каменные дома, в которых мы живем сейчас, оштукатуренные, красиво покрашены, тротуары покрыты асфальтом и у городка вполне культурный вид».

Из работы Михайловой О., ученицы 10Б класса


Театр ЧТЗ 1935 год  Театр ЧТЗ 1967 год  Театр ЧТЗ современный вид

Продолжая тему "юности" Тракторозаводского района, хочется сказать несколько слов о Театре ЧТЗ. Как уже было упомянуто, идея строительства "соцгорода" подразумевала, что жилые дома будут выстраиваться в комплексе с учреждениями культуры и быта. Заводской клуб должен был стать культурным центром района.

В период с 1930 по 1933 годы по проекту архитектора А.К.Бурова возводится здание в стиле конструктивизма (как и многие другие объекты соцгорода). Позднее (1948) оно изменит облик, сменив фасады и интерьеры на неоклассику. Уже с 1931 года в здании Театра работал киноклуб, первый в городе, где демонстрировались звуковые фильмы ("Златые горы",  примеру).

Драматический кружок, литературное объединение, духовой оркестр, оркестр русских народных инструментов, хоровая капелла, хор русской народной песни, танцевальный коллектив "Самоцветы", агитбригада, молодежный творческий центр "Поиск", студия изобразительного искусства, цирковой коллектив, детские коллективы (хор, фольклорный ансамбль, оркестр) -  разные эпохи вносили свой вклад в традиции Дворца культуры, и отрадно, что коллектив Театра ЧТЗ продолжает жить и развиваться.


Проект "соцгорода" предполагал создание не только жилой, но и культурно-досуговой среды для рабочих ЧТЗ, однако в 30-е годы местом отдыха горожан был нынешний Парк культуры и отдыха им.Гагарина. Свой парк в Тракторозаводском районе появился уже после Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов в память о вкладе легендарного Танкограда в победу был заложен "Сад Победы".

    

Площадь Памяти была открыта к 30-летию победы. И по сей день здесь проходят митинги, посвященные Дню Победы – 9 мая и Дню памяти – 22 июня. Кадеты нашей школы ежегодно несут вахту памяти во время празднования годовщин победы в Великой Отечественной войне.

В 1983 году в Саду был открыт Монумент Славы. Его авторами были скульптор В.Г.Александров, сотрудники ЧТЗ Г.М. Сухоруков и А.С.Бовкун. Посвящен тракторостроителям, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны. В 90-е годы парк пребывал в плачевном состоянии, пока, наконец, совместными усилиями  властей района, города и области не была проведена реконструкция. Из красного гранита было выполнено основание у монумента «Защитникам Отечества». Также были отреставрированы четыре стелы, на которых выгравированы фамилии 1 657 погибших на фронте работников Челябинского тракторного завода.

Площадь Памяти замостили камнем. Здесь же разместилась постоянная экспозиция военной техники из 13-ти машин. Среди них техника времен Великой Отечественной войны: легендарный танк Т-34, выпускавшийся в годы войны на ЧТЗ. Это благодаря ему у Челябинска появилось второе имя – Танкоград. Также здесь стоят участвовавшие в военных событиях автомобиль ЗИС-5 и две самоходные артиллерийские установки. На выставке под открытым небом представлены и современные военные машины. Чтобы решить вопрос о передаче военных машин Саду Победы от Челябинского танкового училища, бывший губернатор Челябинской области Петр Сумин лично вел переговоры с министерством обороны России.

30 мая 2008 года в честь 75-летия Челябинского тракторного завода в Саду Победы был открыта архитектурно-скульптурная композиция под названием "Добрый Ангел Мира" (авторы - О.В.Олейник и П.Т. Стронский).  Челябинский "ангел" стал частью уникального проекта строительства архитектурно-парковых комплексов. Скульптуры "Доброго Ангела Мира" установлены уже в 14 городах мира. Инициатором проекта является фонд "Меценаты столетия". Ангел Мира - символ единения всех добрых людей Земли, призванный укрепить духовную связь поколений.  Скульптурная композиция "Добрый Ангел Мира" представляет собой колонну высотой 10 метров, увенчанную покрытой сусальным золотом фигурой ангела, стоящего на полусфере, символизирующей нашу планету. В руках ангела голубь, символ мира и надежды.

Строительство комплекса в нашем городе велось под непосредственным руководством губернатора Челябинской области Михаила Юревича и главы администрации Тракторозаводского района Владимира Горбунова, при финансовой поддержке депутатов Законодательного собрания Челябинской области и Челябинской городской Думы, руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей города. Основным спонсором проекта стал ООО "ЧТЗ-Уралтрак".

Сегодня сложно представить жизнь района без Сада Победы, ставшего любимым местом отдыха челябинцев.

Версия сайта для слабовидящих


Атлас профессий
     Атлас профессий
ТЕМП
ФГОС 2 поколения

















             

Создание сайтов в Челябинске, продвижение сайтов Создание сайта
Mittelspiel.ru

© Школа № 84

Адрес: 454085, г. Челябинск, ул. Хохрякова, д. 26А

Тел./факс: +7 (351) 772 39 29

Рейтинг@Mail.ru