Школа 84 г. Челябинск
Школа 84 г. Челябинск - официальный сайт
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 84 г. Челябинска"
   
МАОУ-СОШ № 84 г. Челябинск
Мы рады приветствовать Вас на сайте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 84 г. Челябинска"
Директор школы № 84 Красюн Галина Александровна
Директор школы
Красюн
Галина
Александровна
Тел./факс: 772-39-29

Страница краеведческой игры "Знай и люби Челябинск"

Тема игры - 2018: Я шагаю по Советскому району


Организаторы игры:

- Управление по делам образования
          г. Челябинска   
www.chel-edu.ru
 - МУДОД Станция Юных Туристов 

Советский район – один из семи административных районов Челябинска.

Название: Советский район.

До 1960 –го г.назывался Железнодорожным.

Дата основания: 10 сентября 1937 г.

Площадь района: 77 кв.км (8тыс.га)

Население: 137,0 тыс. чел.

Расположен в юго-западной части города, на линии условной границы между Уралом и Сибирью

Граничит: с Ленинским, Центральным, Тракторозаводским районами.

С востака район граничит с озерами Смолино, Исаково, Синеглазова. С запада его омывает Шершневское водохранилище.

Историческая справка.

Советский – один из самых старых районов города. По возрасту это часть города моложе лишь центра. «Откуда есть и пошел» Советский район? Ответ на этот исконный вопрос русских летописей однозначен. От ворот Челябинской крепости. При закладке она имела два выхода – в центр России и в Европу и в столицу края Оренбург. Вот с этих путей и пошел Советский район, они-то и определили его дорожную суть, особое место среди других райнов. Старинные казацкие поселения на его территории ведут свою историю с 18 века. Полтора века челябинские окраины не входили на современную территорию района, лишь к проходящим по ней путям - дорогам лепились редкие поселки и заимки. Только в 90-е годы 19 века стало формироваться ядро района. Толчком к этому послужила прокладка железной дороги и строительство станции Челябинск. За какое-то десятилетие вокруг станции выросла Привокзальная часть с населением большим, чем в старом городе. С 1920 г. привокзальная часть города именовалась Железнодорожным районом. В 30-е годы, после гибели С.М. Кирова, из него был выделен Кировский район – в память о погибшем. В 1937г. на карте города появляется Советский район, занимавший южную часть городского центра. Он был выделен из Кировского района. В 1960 г. при очередной перекройке карты города районы центра и южной части города были слиты в Центральный и Советские районы. В Советский район вошел и Железнодорожный район. С того времени изменения границ были незначительные. 14 апреля 1999г. Челябинской городской Думой утверждены современные границы района.

В Челябинском «Семиградье» район называют «Сердцем города», «Дорожным градом», «Воротами города». Здесь станция Челябинск, откуда ыедут железные дороги ыо ысе стороны света.

Советский район – это и «автомобильные ворота города». Отсюда начинаются крупные автомобильные тракты – Уфимский и Троицкий, а также главная транзитная артерия города «Меридиан» - связка с Екатеринбургским и Курганским трактами.

Советский район – самый «поселковый»  из всех районов города. Его называют «созвездием поселков» (Исаково, Федоровка, Новосинеглазовский, Смолинский, Сосновка, АМЗ, Локомотивный, Маяковского идр.)

На территории района расположены 22 крупных промышленных предприятий – ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Трубодеталь», ОАО «Южуралкондитер» и др.

Памятник "На новый путь"

Мы находимся с вами в одном из старейших районов города Челябинска, в Советском районе, на пересечении улиц Свободы и Российской.

Замечательным символом передовой роли рабочих-железнодорожников, участвовавших в революциях 1905-1907 гг., а также в октябре-ноябре 1917г., в освобождении Челябинска от войск Колчака и белочехов и в восстановлении советской власти, является памятник «На новый путь», размещенный в сквере на примыкании двух магистральных улиц Челябинска – Российской и Свободы.

Памятник представляет собой  скульптурно-архитектурную композицию из кованой меди с расположенного в центре фигурой по пояс обнаженного атлетически сложенного рабочего-железнодорожника, правой мощной рукой поднимающего контргруз переводной стрелки рельсового пути. Как выражение наивысшего напряжения его духовных и физических сил, над ним взметнулось полотнище спирального знамени, древко которого он сжимает левой рукой. Лицо его обращено вполоборота назад, откуда несется на полной скорости воображаемый состав, наполненный сконцентрированной силой будущих перемен.

Композиция установлена на сером гранитном постаменте в виде усеченной пирамиды, стилизованной под железнодорожную насыпь. На плите главного фасада размещено название памятника. Каждая буква по форме также представляет усеченную пирамиду с контррельефом. Все сооружение установлено на площадке с лестничными маршами с трех сторон. 

Автором этого уникального по замыслу и исполнению  памятника является Сергей Яковлевич Савочкин. Сергей Яковлевич подарил Челябинску памятник поистине пророческой проникновенности, концентрации смысла нашей нелегкой истории XX века и даже … прогнозирования будущего следующих поколений, если учесть события конца столетия и новые пути российской цивилизации.

Памятник был открыт 6 сентября 1986 г и был приурочен к 250-летнему юбилею города. И не зря памятник был установлен  на пересечении улиц Свободы и Российской.

В железнодорожном поселке жили активные участники революционных событий 1905-1907 гг. Касьянов Д.С., Орешкин Т.М., Пивкин Р.М., Лепешков Л.Р. Они выступали на митингах и призывали к восстанию.

Один из участников революций в своих мемуаров писал « В октябре 1905 г железные дороги встали. Потом начались погромы публичных домом. Вокзал не давал покоя городу. Как-то днем  – часов в 11-12 – слышим: на складе железнодорожников хотят громить все казенные места, уже собрались с оружием около Народного дома. Вдруг откуда-то показалось два десятка солдат с винтовками – сняли где-то караул. Улица моментально опустела. Железнодорожники сбились в кучу. Солдаты прошли молча.»

           Разрешите представить вашему вниманию  обзорную экскурсию месту нашей первой остановки. Месту, связанному с героем гражданской войны и русским – поэтом классиком. Об этом говорят и две улицы, около которых мы находимся: Цвиллинга и Пушкина. Интересно, что их соединяет между собой русский естествоиспытатель Темерязев.

Здание кинотеатра и театра в одном лице. Имя он носит Александра Сергеевича Пушкина. Рядом со зданием стоит памятник участнику трех революций, погибшему за Советскую власть, писателю-журналисту – С.М. Цвиллингу.

Кинотеатр имени Пушкина - Первый двухзальный кинотеатр в РСФСР. Объект культурного наследия регионального значения. Кинотеатр, появление которого приурочено к столетию со дня смерти А. С. Пушкина, построен в 1937 году по проекту «Союзкинопроекта». Он представляет собой двухэтажное здание, выполненное в стиле конструктивизма. Выделяется контрастность двухэтажного строения и одноэтажного, расположенного по периметру кинотеатра.

С 1980 года на центральном фасаде кинотеатра, в нише, где раньше находилась реклама киносеансов, размещен портрет А. С. Пушкина. В середине 1990-х по проекту Е. В. Александрова в здании кинотеатра была проведена крупномасштабная реконструкция. Его превратили в современный комплекс «Театр плюс кино». В настоящее время нижние помещения здания занимает театр «Манекен», верхний зал сохранил свое первоначальное функциональное назначение.

А теперь обратим внимание на сторону Самуила Моесеевича. Кстати, по улице Цвиллинга находится дом 20, где проживал наш герой. Имеется там и мемориальная табличка. Цвиллинг был одним из организаторов революции 1917 года в Петрограде, крупный деятелем РСДРП на Южном Урале в 1917—1918 гг. Весной 1918 он года погиб, в ходе боев развернувшейся гражданской войны.

Итак, ближе к улице мы видим небольшой сквер, в котором находится памятник Цвиллингу. Но не в изначальном его виде. Первый памятник был открыт 6 ноября 1957 года, создатели: скульптор Е.И. Макаров, архитектор Е.В. Александров. Памятник был сооружён на средства комсомольцев и молодёжи Советского  (на тот момент Железнодорожного) района.

В начале 1960-х годов постамент памятника начал разрушаться. Архитектор Е.В. Александров предложил заменить постамент и гипсовый памятник на изделия из камня. Новые постамент и памятник были установлены в 1964 г. в этом же сквере, но ближе к кинотеатру. Этот памятник мы видим и по сей день!


Мы находимся с вами на улице Цвиллинга, рядом с домом культуры Железнодорожников.  Но ДК железнодорожников не всегда находился в этом здании. В екатеринбургской газете «Урал» от 19 (6) января 1902г.было написано о том, что в Челябинске на улице Свободы  «при стечении почтеннейшей публики состоялось торжественное открытие  собрания железнодорожных служащих». С этого дня и ведет свою биографию рабочий клуб железнодорожников – первый очаг культуры будущей столицы Южного Урала. 

Особое оживление царило здесь в период Челябинских ярмарок, на рождественских святках, масленице и пасхальной неделе.  В эти дни организовывали семейные вечера, пышные роскошные балы-маскарады. Для их обслуживания совет Старейшин клуба приглашал лучший оркестр города под руководством Григория Давыдовича Моргулиса.

В начале XX века был создан «хор балалаечников», организованы певчая капелла, кружок русского драматического театра и драмкружок малороссов.

Во время первой русской революции 1905-1906 гг. клуб становится штабом революционного движения. Здесь проходят организованные собрания РСДРП (б) после выхода партии из подполья, первое городское собрание рабочей молодежи на котором выступали Васенко, Цвиллинг и Колющенко.

В марте 1923 г избираются Правление и ревизионная комиссия. Председателем правления и заведующим клуба стал Василий Зайцев. Затем его место занял Савелий Абрамов.

В клубе железнодорожников был создан первый в городе театр для детей. Создан он был благодаря советской писательнице Лидии Сейфуллиной, которая вместе со своим мужем писателем Валерием Правдухиным писала пьесы для детей, ставила их в клубе и сама играла в спектаклях.

…Великая Отечественная. Под волнующие звуки марша «Прощание славянки» от железнодорожного клуба один за одним уходили на фронт маршевые батальоны. Большинство клубных работников и участников художественной самодеятельности тоже ушли на фронт.  Здание было передано под мобилизационный пункт, где формировались отряды красноармейцев. Оставшиеся работники и коллективы переводятся в агитпункт вокзала. Но культурно-массовая работа не прекращается, наоборот приобретает еще больший размах. Участники самодеятельности выступали прямо на перроне перед эшелонами, в госпиталях, в здании вокзала. Коллектив клуба за три месяца 1941 г. дал 121 концерт.

После войны клуб железнодорожников вернулся в свое старое здание по улице Свободы. Самодеятельные артисты вместе со страной решали вопросы восстановления разрушенного войной хозяйства и своего клуба. В это время очаг культуры возглавил  Константин Сафонов.

В начале 50-х годов артисты клуба давали ежегодно по 150  концертов и спектаклей. Здание уже не могло вмещать всех желающих и 17 ноября 1959г состоялось торжественное открытие нового здания, возле которого мы сейчас и находимся. 60-е годы стали годами творческого расцвета Дворца железнодорожников. В это время председателем художественного совета Дворца стала Рива Червонная, заслуженный работник культуры РСФСР. Она с большим энтузиазмом взялась за создание новых творческих коллективов. В стенах Дк появились свой театр оперетты, хор русской песни, ансамбль народных инструментов, студия циркового искусства, молодежный театр-студия «Юность»  и др.

В 60-70 – х гг. Дворец культуры железнодорожников становится одним из самых любимых мест досуга челябинцев. 

Сами работники железнодорожного узла и линейных станций не оставались в стороне, они активно  участвовали в художественной самодеятельности дворца и конечно же были самой многочисленной аудиторией. Искусство челябинских железнодорожников становится популярным не только в Челябинске, но и в Москве и Ленинграде.

В 1970 году ДК ЖД стал главной концертной площадкой и репетиционной базой только что созданного ВИА «Ариэль».  В этом же году Дворцу культуры за успехи, достигнутые в развитии художественной самодеятельности  и активную работу с молодежью. Была присуждена областная комсомольская премия «Орленок». Дк ЖД  - единственное культурно-просветительское учреждение Южного Урала, удостоенной этой высокой награды.

Дк железнодорожников сегодня – это 30 клубных формирований, таких как ансамбль танца «Радуга», вокалисты студии «Дежа Вю», коллектив эстрадного танца «Парадайз», хореографическая студия «Фантазия» и многое другое.По итогам 2013 года коллектив Дворца культуры железнодорожников удостоен высокого звания «Коллектив года» среди предприятий Советского района.


Ну, вот мы наконец и пришли к завершению пешеходной экскурсии. Дорогие мои, мы находимся на челябинском ЖД вокзале.  Итак, в 1892 года было введено в эксплуатацию одноэтажное кирпичное вокзальное здание, выполненное в стиле классицизма. Его теперь принято называть «старым вокзалом». Однако, свой более узнаваемый облик оно получило после капитальной реконструкции 1934 года, когда был надстроен второй этаж. Поговаривают, что известный челябинский скульптор Щелкан-Руденко украсил здание  кариатидами. Скорее, это было в проекте, их, во всяком случае, никто не видел.

Сегодня голубое здание по-прежнему является частью вокзала. На нем есть мемориальная доска большевику, солдату-революции Е.Л. Васенко.

В конце пятидесятых стало понятно, что вокзал не справляется со существующим пассажиоропотоком. Проектированием нового вокзала занимались архитекторы Л.М.Чуприн, В.Грищенко, инженеры Г.Сидамонидзе, Б.Березинский. Здание представляет собой монументальный объем без громоздких несущих стен, со сплошным остеклением главного фасада и тремя полусферческими башнями-фонараями, напоминающими купол торгового центра. Здание связано с высотным зданием гостиницы. Уникальность Челябинского вокзала в том, что и спустя полвека здание смотрится вполне современно. К его внутренним достопримечательностям вокзала можно отнести оригинальный фонтан с подсветкой, фонтан "Россия", зимний сад с экзотическими растениями, музей камней, галерею Златоустовских гравюр с изображением железной дороги и витражи, которые стали визитными карточками железнодорожных ворот Южного Урала. При отделке помещения были использованы уральский камень - малахит, мрамор, гранит, змеевик.

Кроме того, на перроне в 2004 году построен храм Смоленской Божией Матери. В его облике, несмотря на миниатюрность, усматривается формы древнерусского зодчества.

Проект "Синегорья" в том виде, каким мы привыкли его видеть, был подготовлен архитекторами Якобюк, Никитенко, Ваганов, В ТК впервые в городе была реализована конструкция структурного остекления и ряд других оригинальных решений.

Особенностью «Синегорья» являлось то обстоятельство, что привокзальная площадь прежде представляла собою неблагоустроенное пространство. Здесь располагались и рынок, и остановки-стоянки общественного транспорта. Родился образ гор, своеобразного отражения Урала. К тому же такой объект выигрышно смотрится со всех сторон: и от вокзала, и со стороны путепровода, и с улицы Степана Разина. ТК функционирует с 2002 года.

Новое задние пригородного вокзала в Челябинске — первое, что встречают при въезде в город из  соседних населенных пунктов. Здание рассчитано на 600–700 человек. Пригородный вокзал в Челябинске имеет размеры 30 на 42 метров и отличается необычностью архитектурной формы. Оно состоит из двух конструкций в форме призм, поставленных друг на друга. Кровля в виде капитанского мостика на корабле. Шпиль достигает 34 метров.  Он виден издалека и благодаря ему здание вокзала сложно не заметить.

В завершающей части экскурсии следует сказать о двух памятниках, которые находятся вблизи вокзала: Сказ об Урале и Памятник белочехам.

Выходящих из здания вокзала людей встречает величественный монумент, общая высота которого 12 метров. Год создания 1967-й. Идея создания монумента «Сказ об Урале» возникла у художника Виталия Зайкова благодаря сказам П.П. Бажова. Художник объездил весь Урал, исходил пешком его бескрайние просторы. Вырубленный из гранита «Сказ об Урале» — воплощение физической силы и творческой мощи уральских мастеров. На постаменте, засыпанном каменными глыбами, стоит вырубленный из гранита богатырь. Этот аллегорический образ уральского богатыря символизирует могущество трудового Урала, который Александр Твардовский назвал: «Урал — опорный край державы, её добытчик и кузнец» (надпись присутствует на фасаде постамента).

Другой памятник связывает Челябинск с историей Гражданской войны. Памятник чехословацким легионерам, павшим во время Гражданской войны в России в период с 1918 по 1919 годы. Памятник представляет из себя мемориальный комплекс, напоминающий военный эшелон с вагонами. Состоит из центральной плиты и примыкающих к ней блоков, на которых выгравированы фамилии 262 чехословацких легионеров, погибших в Челябинске или в окрестностях города. Мемориал выполнен из чёрного и красного гранита.

Вот такой он – наш  вокзал …



































Версия сайта для слабовидящих


Атлас профессий
     Атлас профессий
ТЕМП
ФГОС 2 поколения

















             

Создание сайтов в Челябинске, продвижение сайтов Создание сайта
Mittelspiel.ru

© Школа № 84

Адрес: 454085, г. Челябинск, ул. Хохрякова, д. 26А

Тел./факс: +7 (351) 772 39 29

Рейтинг@Mail.ru